Суббота, 20.04.2024, 15:21
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Стихами... » Стихи в тему » Шпаргалка для творца (учусь писать стихи и прозу)
Шпаргалка для творца
LitaДата: Понедельник, 12.09.2011, 06:28 | Сообщение # 1
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Стихи. А как они пишутся???

Меня спросили и я задумалась. 30 лет рифмоплётства (да простит мне моя Муза столь уничижительное именование дивного процесса творения Красоты и да не подумает читатель, что я предалась греху гордыни, считая себя поэтом... я не поэт!))) - много это или мало? Путь не бывает слишком долгим, а только достаточным.

вариант первый - "жжется!"

Чувства. Они переполняют тебя и хочется кричать, хочется летать или вызвать бурю и забыться в вое ветра и раскатах грома. Ты не умеешь летать и не умеешь вызывать бурю. Но потушить внутренний пожар криком - строчками, которые уже жгут тебя - а как иначе, ведь ты Творец! - можешь. И в такой момент ты безжалостен - и к себе и к другим. И даже если знаешь - от этой строки заплачет твой друг, а от этой - будет плохо сестре - ты все равно напишешь их. То, что ты испытаешь в это момент - и мука, и счастье. Ты несешь - и будешь нести - ответственность за каждую строку, за каждое мгновение боли, которое отдал другим, за все что они испытают, читая тебя. И можно НЕ ПИСАТЬ и просто перегореть, а потом долго выгребать из души золу и не мочь - не хотеть! - вообще ничего. Но тогда... вспомни: не писать, - значит не только не отдать миру свою боль, но и не создать то, чего до этого не существовало. Красоту. Чудо. В любых стихах есть хотя бы одно слово, которое тронет чье-то сердце. А сердца не могут жить, когда их не трогают. И ты в ответе за все, что не сделаешь.

вариант второй: "здравствуйте, я ваша строчка!"
"Я не хотел, оно само написалось!"
Истинно так! Делала уборку на Любимой Работе -метла-лопата - судьба солдата! - как друг из ниоткуда явилась строка "Мне - тратить время на дуэли? Какая шутка, боже мой!" - и как же она мне надоела за те полчаса, пока я убралась! Вне себя (не скажу точно, от чего...) вернулась на кран и достала верный "Подорожник" - коммуникатор. И попалась, как дракон, встретивший свою принцессу.
У моей Музы железная хватка. Но в этом случае стихи пишутся не на выдохе, а приходится поработать - подбирать рифмы, размер блюсти и все такое. И то что я НЕ УМЕЮ писать стихи и не знаю ТЕОРИИ от ответственности меня не освобождает, ничуть! Спросит Муза - я тебе! а ты! поленилась! Ну как можно то??? И спросят читатели - а чего вот тут, и еще вот здесь... А если никто не спросит, то я сама спрошу всенепременно. Халтура - не искусство. И даже если я не поэт, халтурить - проявлять неуважение в читателям и тому, кто дает вдохновение, щедрой рукой отсыпая его в твою душу.

вариант третий: "ну надо..."

С утра пораньше звонят - "Иииир, а у тебя нету стихов поздравительных?" и так хочется сказать - "Погугли!" - но Ее Могущество Сеть есть не у всех. Потому ты вздыхаешь и говоришь - "ну есть...", а потом садишься и пишешь. Но это уже крайний случай.
Нужны стихи к сказке. Тема известна, а идеи - нет. Побившись лбом о стих, как о запертую дверь замка, открываю "керу" - файлик со строчками, которые пришли, но так и не сумели никуда приткнуться, с бесхозными пока идеями. И тут уж как повезет. Бывает что через минуту - "Эврика!" - и вот ты уже пишешь, азартно щелкая клавишами, разбрызгивая чернила или скрипя карандашом. Случается что бесхозная строка станет началом стиха, не имеющего ни малейшего отношения к тому что тебе сейчас "надо". Жизнь прекрасна, ведь ты снова творишь! А "надо"... ну оно потом как-нибудь... само... Не форсируй, слышь? Прояви терпение, Муза любит терпеливых.
...А терпеливый получает все)

вариант четвертый: "такая работа..."
Это - среднее арифметическое между "жжется", "здравствуйте, я ваша строчка!" и "ну надо...". Когда в тебе всего понемногу и еще чуть. И чувств, и вдохновения, и желания написать стихи, и необходимости сделать это. Рабочее состояние. Ты ГОТОВ и ты пишешь. Как ни странно, самый простой вариант. Самый доброжелательный. В этот момент ты относишься к себе, и к тому что делаешь, со спокойным чувством вроде легкой, необидной снисходительности и если что-то не получается, просто пробуешь что-то еще. Ведь творение - не запертый замок, не дракон, которого надо выманить из пещеры чтобы добыть золото, и не капризная принцесса, которой следует во всем угождать, иначе... Творение - прежде всего РАДОСТЬ. Мгновение общения с чем-то БОЛЬШИМ, как бы ты ни называл его - Вселенной, Богом, Высшим, Началом... Возможно, ты не напишешь ничего гениального. Но всегда - всегда! - то что ты делаешь - не для тебя самого. Когда-то и кому-то оно будет НУЖНО. Весь смысл может быть именно в этом, верно?

Прошу прощения за пафос, кажется это неизлечимо) :)



Всегда рядом.
 
ПавелДата: Понедельник, 12.09.2011, 06:43 | Сообщение # 2
Демон
Группа: Администраторы
Сообщений: 219
Награды: 23
Репутация: 95
Статус: Offline
А еще есть Муза-лентяйка (мой случай). Стоит только подать ей мысль, она выдаст пару слов в рифму и снова в отруб. Стоит дать строчку, - она снова отбрыкнется. А вот стоит пригрозить ей, что пошлешь на уборку огорода или не дай бог, на работу.... Вот она тогда начинает разворачивать такую деятельность, что лучше бы дальше спала.

Что реал, что виртуал - игра везде.
Игра на нервах, на судьбе,
На том, что дорого тебе.
А ты мечтаешь о весне.
 
ИННАДата: Понедельник, 12.09.2011, 15:29 | Сообщение # 3
Ищущая
Группа: Верные
Сообщений: 683
Награды: 21
Репутация: 76
Статус: Offline
Формула силы (как минимум моей)
По личному опыту, стихи в основном рождаются на сильном выплеске эмоций.
Вопрос номер раз - как его получить? Для начала нужна энергия. Её можно добыть разными способами: от природы, от людей, от книг и фильмов, от космоса. В конце концов, просто хорошо искупаться, покушать и выспаться. smile Хотя, есть и экстремальный способ: доконать себя до какого-то определенного предела, чтобы включились резервные системы организма. (По системе Иванова, ведро холодной воды на голову и У-У-У-УХХХХ какая энергия появляется)))
Далее, вопрос номер два - нужен какой-то повод для выплеска. Любой задевающий, беспокоящий момент, положительный или отрицательный, не суть. Не понимала, почему на отдыхе совсем не пишется, энергии-то полно. А вот как раз потому, что всё гармонично, тихо. Для творчества нужно выйти из равновесия! (Этот секрет нашла в интервью Р.Баха).
А дальше всё просто. "Управляемая ядерная реакция" Не дать выплеску произойти спонтанно и разрушительно. Прислушиваемся к себе, ловим эмоцию, усиливаем, нагнетаем... И готово - "стих родился новый, как стакан парного молока" (с) :5: Или роман, картина, музыка, или ..."Таблица Менделеева". :1: У кого какие природные способности "заточены" практикой.
Вот примерно так.


Стихи - касанье вечности душой
 
ИННАДата: Понедельник, 12.09.2011, 15:33 | Сообщение # 4
Ищущая
Группа: Верные
Сообщений: 683
Награды: 21
Репутация: 76
Статус: Offline
Quote (Павел)
А еще есть Муза-лентяйка (мой случай).

Муза вовсе не ленится))) Просто нет "задевающего" рядом. А вот когда появляется огород или другая работа, они создают необходимый для творчества стресс, "напряженность поля")))


Стихи - касанье вечности душой
 
ИННАДата: Вторник, 13.09.2011, 02:19 | Сообщение # 5
Ищущая
Группа: Верные
Сообщений: 683
Награды: 21
Репутация: 76
Статус: Offline
И кстати, стишок есть в тему. Из личного опыта написалось wink )) Глагольные рифмы, зато по сути.

Если что-то задевает,
Обижает или злит,
Выход прост - мы сочиняем.
Пусть для пользы гнев кипит.

Чем орать быдлом базарным
Или плакать зря почем,
Стих напишем. Не бездарны!
Можем разные притом.

Вложим весь сарказм, досаду,
Боль и слёзы (если льют).
Выносить из сердца надо.
Прочь скорей, а то убьют.

Всё как есть, и даже матом,
Если очень припекло.
Что терзало перекатом
На бумагу перешло.

А потом из тех пожаров
Можно дельное лепить:
Мат убрать с излишним паром,
И хореем обновить.

Много раз переставляя
Слов цепочки, не впервой.
Вдруг с улыбкой понимаю,
Всё прошло. И ты живой!
29.01.2010


Стихи - касанье вечности душой
 
LitaДата: Вторник, 13.09.2011, 05:28 | Сообщение # 6
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Объясните недопоэту, чем так плохи глагольные рифмы?))) Почему они считаются "некомильфо"?


Всегда рядом.
 
ИННАДата: Вторник, 13.09.2011, 09:26 | Сообщение # 7
Ищущая
Группа: Верные
Сообщений: 683
Награды: 21
Репутация: 76
Статус: Offline
)))) Среди "всамделешных" поэтов считается, что глагольные рифмы слишком просты, примитивны и бедны.
Quote
Бедные рифмы - недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда – волна, вино – легко, пою – люблю, заря – звеня, доля – море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда — бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать – стонать – читать – знать – играть – писать – держать…; рифмы из прилагательных на «ой»: большой – простой – сухой – немой – степной – озорной…; рифмы из существительных на «ание»: гадание – желание – знание – венчание – сверкание – сияние – щебетание… Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал – забодал» или «проскочил – обличил». Или инфинитивы: «хотеть – свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам «прилагательное — прилагательное» (к примеру, «смешной – смурной»).


Но есть и другое мнение wink

Виктор Пицман "Глагольные рифмы"
Глагольные рифмы, - мне скажут вальяжно, -
Давно так не пишут. Запрошлый, мол, век.
А я, коль явятся, - вставляю отважно.
Такой примитивный уж я человек.

Создатели рифм ассонанс-диссонансных
Давно уж почили под тяжкий свой труд.
А Пушкин и иже с ним - просто прекрасно
Два века с глагольными только живут.

Знать, дело не в рифмах каких-то особых.
Их можно настряпать, довооружась
Компьютером, столько! - гляди только в оба! -
Но - мёртвых, хоть лопни, крестясь и божась.

Живые - родятся в содружестве с Музой,
Неважно: глагольные... вплоть до крутых.
И рифмоискательства нет легче груза,
Коль с Музою вы во взаимном союзе,
И - может быть! - жить будет долго ваш стих.


Стихи - касанье вечности душой
 
LitaДата: Понедельник, 30.12.2013, 14:59 | Сообщение # 8
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Пора учится писать стихи. :) Немного теории и сюда же пристегну практику. Начну с того, что терпеть не могу.

МОНОРИМ - стихотворение, все строки которого с одной рифмой. Однородной, однозвучной...

* * *
И улыбки и угрозы
Мне твои — все образ розы;
Улыбнёшься ли сквозь слёзы,
Ранний цвет я вижу розы,
А пойдут твои угрозы,
Вспомню розы я занозы;
И улыбки и угрозы
Мне твои — все образ розы.

(Ф. Рюккерт в переводе А. Фета)


Ужас-ужас. Как посмотреть так скучищща. Но надо попробовать.

Наверное все проще. Монорим
Не написать нельзя. Коль бредишь им,
И однородной рифмою томим
Живешь, безмолвный, как печальный мим.
Но вот - слова... и смысл взлетает к ним
Из глубины... Растает ли как дым,
Иль вознесется ввысь. Летим... Летим?
А крылья есть ли за плечом твоим?
Одно крыло... и рифма... монорим...



Всегда рядом.
 
LitaДата: Вторник, 31.12.2013, 10:48 | Сообщение # 9
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
А теперь попробую серьёзно.

Мотылек, Мотылек, где он, твой огонек?
Если близко - пустяк, если рядом - упрёк.
За мостом и горами, за горечью строк,
А ценой- "не судьба" и ,,прости, я не смог".
И в какой - то особенный день или срок
Ты споткнешься -о тот или этот порог'
Свой потyшишь огонь, свой забудешь цветок.
Ты один против всех, не герой и не бог.
Укрощенное пламя не ляжет у ног...
Так куда и зачем ты Спешишь " Мотылек?

Все равно не нравится. Монотонность эдакого заклинания или заговора. Для своих целей сгодится. Но попробую придумать что-то новое, хотя наверняка потом окажется что "изобрела велосипед."



Всегда рядом.
 
LitaДата: Вторник, 31.12.2013, 10:59 | Сообщение # 10
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Когда-нибудь... а может и сейчас
Судьба не пощадит беспечных нас
Поставит точку и прервет рассказ.
Не в первый раз.

Не стоит предлагать других путей,
Упрямые-мы не уступим ей,
Она же поступает без затей.
Но так честней.

Наверное. Я плохо знаю суть
И заново торя какой-то путь
И точку ту смогу перешагнуть,
Когда-нибудь.



Всегда рядом.
 
LitaДата: Пятница, 03.01.2014, 17:56 | Сообщение # 11
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Снова не то или не совсем то. Но чем больше пишу, тем больше понимаю, что монорим - красив. Наверное в этом есть какой-то секрет - соприкасаясь с чем-то плотно, начинаешь лучше понимать это что-то. Оно меняет тебя. О. Привет, пафос) angel И когда говорю "монорим" вспоминается теперь монолог.

Не говори мне о себе, не надо.
Мы - незнакомцы, просто встали рядом,
Как с ночью день, противоядье с ядом...
Попутчики. Естественный порядок,
Когда слова - шумящим водопадом,
И первому, кто слушает, в награду
История, знакомство с личным адом
И раем. Там легко взлетать и падать,
Любить и ненавидеть каждый атом
Чужой души и тела. Быть и братом,
И матерью, чужим дивиться датам...
Как посетить музей, где экспонатом -
Твоя душа. Вот потому - не надо.
Сочувствия захочешь ты, не взгляда,
Не слова, что звучит холодновато.
...И вот за пеленою снегопада
Ты, как письмо к ушедшим адресатам,
Исчезнешь. Я доволен результатом,
Где каждый при своем, чуть глуповатом
Добре и зле...



Всегда рядом.
 
LitaДата: Суббота, 18.01.2014, 20:28 | Сообщение # 12
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Две мысли: раз монорим кажется подходящим для заклинания, почему не написать заклинание? И: Можно для тренировки писать стихотворение на одну тему при работе c каждой формой - монорим ли, сонет, хокку... выбираю тему "Попутчик" хотя наверное быстро надоест.

Небо, небо высокое,
Море, море глубокое...
Конь, подкoвами цокая,
Счастье вез волоокое.
Ай, да легкое, звонкое,
Вот завьется воронкою
Или в танце девчонкою
Закружит... Незнакомкою
За распахнутой cтворкою,
Песней сладкой и горькою...
Поспеши! Ведь вдогонку ей
Мчат печаль одинокая...
Будет небо высокое,
Будет море глубокое,
Только счастье далекое
Не вернешь, прозевав его...

Хе, халтурщица :D Ну да ладно, суть ясна - монорим только для спец. целей)



Всегда рядом.
 
ЯльДата: Воскресенье, 19.01.2014, 01:17 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Верные
Сообщений: 138
Награды: 7
Репутация: 52
Статус: Offline
Цитата Lita ()
МОНОРИМ - стихотворение, все строки которого с одной рифмой. Однородной, однозвучной...
А я их люблю, иногда. ;)

Они, действительно, трансовые, как и заклинания-заговоры. А еще, в них есть тайна, поскольку можно встретиться со своей "глубиной". Я тут ведьминские заклинания изучала. Построение, структуру. и пр. Очень интересно, причем есть определенные признаки такой речи. Ученые-лингвисты-психологи хорошо поработали. :)
 
LitaДата: Воскресенье, 19.01.2014, 05:47 | Сообщение # 14
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Цитата Яль ()
А еще, в них есть тайна, поскольку можно встретиться со своей "глубиной".


Надо попробовать)

Постигну тайну бытия...
Есть "я"... но что такое - я?
Вся искренность и ложь моя,
Кладовка, полная хламья,
Стихи на берегу ручья,
Смешное детство - без вранья,
Со сказкой, где за всеми - я...
Игра... победа иль ничья,
А проиграть нельзя, нельзя
Себе самой, своим друзьям...
Быт - не тропа, а колея,
И выбираешься, скользя -
К стихам... И сходит чешуя
Печали, гнева, забытья,
И ты - живешь, струной звеня...
Все это ты, и так же - я.

И тайны нет у бытия. angel



Всегда рядом.
 
LitaДата: Воскресенье, 19.01.2014, 11:01 | Сообщение # 15
Друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 9617
Награды: 178
Репутация: 192
Статус: Offline
Форма следующая... лимерик. И опять не мое... Ладно-ладно, следующим будут сонет или баллада. :)

Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло. Чаще всего лимерик написан анапестом (1-я, 2-я и 5-я строки — трехстопным, 3-я и 4-я — двухстопным), реже амфибрахием, ещё реже — дактилем


и еще:
Существует мнение, что тяготение к лимерику связано с британским национальным характером: так, Георгос Сеферис в письме Лоуренсу Дарреллу замечал:

Думаю, что писать лимерики — хорошее упражнение для одинокого человека, можно предположить, что этот жанр развился в Англии потому, что все вы, островитяне, одиноки

(Википедия)

Пример лимерика:

Сказала флейтисту из Рио
Девица по имени Клио:
«Моим ты амантом
Не станешь с андантом…
Попробуй allegro con brio!»

Перед сном господин не проверил,
Хорошо ли он запер все двери…
Крысы съели без шума
Плед, четыре костюма
И бумаги в его секретере.
Эдвард Лир



Всегда рядом.
 
Форум » Стихами... » Стихи в тему » Шпаргалка для творца (учусь писать стихи и прозу)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright Lita Inc. © 2024
Бесплатный хостинг uCoz