Никогда не думала, что на стихи надо писать аннотации. Но в заявке это указано, так что попробую разобраться. Только все написанное может касаться и названия тоже, ибо стихи зачастую слишком коротки, чтобы писать на них длинную аннотацию, а короткая может и в название уместиться. Пролистав представленные на фикбуке стихи, можно заметить несколько стандартных ходов. Аннотация:
1. ... полностью либо почти полностью копирует название. Сюда же можно отнести "...", "***" и прочие заменители текста, ибо они тоже не несут новой информации. Здесь все целиком зависит от удачности названия. Если оно скупое-банальное-неудачное, такая аннотация окончательно испортит впечатление. Если же оно говорящее, яркое, цепляющее - то плевать на аннотацию, лезем смотреть, что же там за стих скрывается. 2. ... состоит из первых двух или последних двух строчек стихотворения. Название "Поэт", аннотация "Я этим никому не помогаю И жизнь ничью не делаю светлей." Здесь даны последние строки стихотворения, и я считаю это удачным ходом. Иногда это не цитата стиха, а просто аннотация в стихотворной форме: "Не надо надо мной смеяться, я до звезды смогу подняться. В Японии тоже Золушки есть, сказок таких нам не перечесть." В чем плюс данной аннотации: она позволяет приблизительно определить уровень автора. Поэтому сюда стоит помещать пару не лучших, но сильных строк. Почему не лучших? Ну надо оставить что-то в качестве награды тому, кто соблазнится и прочтет-таки стих.
3. ... описывает, при каких обстоятельствах был написан стих Это то, что в прозе обычно идет в графу "комментарии автора", некоторые еще пихают "посвящения". "Навеяно долгим вечерним сидением у окна..." - не шедеврально, но и не плохо. Акцент на настроении, настраивает на задумчивый лад. "Нет смысла, просто родилась очередная банальщина." - надеюсь, всем ясно, что с такой аннотацией рассчитывать на большое количество просмотров не стоит? Обычно не самый удачный ход. Здесь плохо смотрится простой тон типа "Стих моей подруге) когда она поссорилась с парнем, она сильно переживала и ради неё я написала)", как будто ты рассказываешь о стихе в чате. Если этот способ и уместен, то в ситуации, когда важна именно атмосфера стиха, на которую вы хотите читателя настроить. И тогда нужно суметь ее передать.
4. ... описывает идею или сюжет стиха. Самая частая и уместная аннотация для длинных стихов, или сборника, объединенного общей идеей. Здесь все зависит не столько от того, как вы о сюжете\идее расскажете, сколько от того, насколько она читателю интересна. Например: "Как бы звучали песни той или иной страны,республики, столицы, города", "За каждым фанфом стоит фикрайтер, и я хочу показать этого персонажа", "Протокол допроса ведьмы" - честно, на последнем я восторженно ахнула, потому что протокол в стихах был на 68 страниц! Преклоняюсь перед автором. "И только небеса помнят о том, что было прежде. Лишь они помнят о сверженных королях, войнах и землях, что давно уже стёрлись из людской памяти..." - аннотация для стихотворного сказания. Показалась мне не очень удачной, ибо слишком расплывчата. Но однозначно сказать, что "плохо" не могу. "Прощание Зеврана с Сураной. Она уходит на последний бой, но с собой его не берет". Просто информация, констатация факта, которая не цепляет. Почему же "протокол допроса ведьмы" хорош, а это нет? Потому что "прощание" подразумевает чувства, эмоции прощающихся. А аннотация бесчувственная и без эмоциональная. И сразу сомнения "может и в стихах автор не смог эти чувства подать? Стоит ли читать?" Еще удачный пример, но только вместе с названием: "Слезы куклы. Слезы кукловода", и аннотация "связующие нити имеют два конца". Объясняет, раскрывает, настраивает.
5. ... передает атмосферу. С этой категорией возникло больше всего трудностей, хотя я ее для себя представляю, как самую удачную для коротких стихов. Можно сказать, что это тот случай, когда мысль не помещается в название. Единственное, что я нашла подходящего, пролистав 6 страниц стихов, это "Охота", аннотация: "Волки - звери загадочные, красивые и притягательные... Пока не встретишь их лично". Может, я просто люблю волков, но есть в этом противопоставлении что-то притягательное.
Отдельно рассмотрю сборники стихов. Самый банальный вариант: "Мои стихи" - ну стихи и стихи. Если автора знаю - прочту, не знаю - пройду мимо. "Данный сборник стихотворений - способ сохранения моих мыслей. Попросту надоело искать все свои рифмованные строчки по вырванным листкам бумаги. :з Я вложила в это творение все свои переживания, описала некоторые жизненные ситуации, мое отношение к некоторым вещам" - это для примечания автора, а не для аннотации. "Решила собрать сюда всё то, что называю "нестихотворство". Поэт из меня никакущий, но мне нравится, как обнажаются в такой форме чувства." - аналогично. "сборник стишков для души. Грусть, печаль, тоска, смерть..." - скучно, зато честно. Ну для души, так для души, пойдем дальше, такого добра хватает. "Сборник стихов на разные темы. В основном о смерти... " Вроде то же самое, но! Здесь название "Для того, кто умел верить", что меня слегка заинтересовало. А в предыдущем "Рагнарёк", и я прошла мимо. Имха имхастая, конечно, но на всякий случай упомяну. "Сборник моих недавних стихов. Удачных и не очень. Депрессивных и пафосных, весёлых и тихих." Нормальный вариант, не плохо, но и не пять баллов. Лучшую шапку для сборника я встретила здесь http://ficbook.net/readfic/138113, да простят мне прямое цитирование. Все разделы заполнены актуальной информацией, в описании - пример стихотворения, чтобы оценить уровень автора сборника.
На этом, пожалуй, все по стихам. Надеюсь, моя классификация и разбор примеров будут полезны юным поэтам. Аннотации к прозе (от драббла до макси) - в следующих частях. Если кто захочет быть подопытным кроликом (чтобы я рассмотрела его аннотации в качестве примера) - милости прошу в комментарии или личку.